Информация для людей с ОВЗНезависимая оценка работы ЦНКДокументы по независимой оценкеЭлектронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской областиАфиша культурных мероприятийАфиша культурных мероприятийТелефон доверияАнтикоррупционная деятельность

Другие учреждения

Министерство искусства и культурной политики ульяновской областиГосударственный Российский Дом народного творчества

Фольклорно-этнографическая конференция

18 октября в ДК «Губернаторский» состоялась научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция проводилась по итогам фольклорно-этнографической экспедиции Центра сохранения и развития фольклора Центра народной культуры Ульяновской области совместно с Ульяновским государственным педагогическим университетом в августе 2014 года в Новоспасский район Ульяновской области.

В работе экспедиции принимали участие: 
  • Михаил Григорьевич Матлин – научный сотрудник Центра сохранения и развития фольклора; 
  • Александр Михайлов – руководитель фольклорного ансамбля «Симбирск» Центра развития и сохранения фольклора; 
  • Александр Дмитриев – участник фольклорного ансамбля «Симбирск»; 
  • Мария Иванова – культуролог,  руководитель народной студии художественной керамики «Гончар» Центра развития и сохранения фольклора; 
  • Евгений Сафронов – кандидат филологических наук, фольклорист; 
  • Илья Павлов – фольклорист, звукоинженер; 
  • Кирилл Кологреев – директор Музея балалайки (г. Ульяновск); 
  • Юлия Григорьева – преподаватель факультета СПО Саратовской государственной консерватории имени Собинова (г. Саратов); 
  • Олег Москаленко – преподаватель Ульяновской Областной детской школы искусств; 
  • Вера Ширманова – студентка Ульяновского музыкального колледжа. 

Мария Иванова в своем докладе рассказала о собранных в селах Троицкий Сунгур, Монастырский Сунгур и Шемурша сведениях о существовании в прошлом и частично сохраняющихся и сейчас местных традиционных промыслах и ремеслах. Так же она представила фотографии наиболее интересных образцов домовой резьбы (наличники, фронтонные доски и проч.), домашней утвари. Ученики народной студии художественной керамики «Гончар» продолжили тему, рассказав о гончарном промысле села Шемурши и о деревообрабатывающих промыслах села Троицкий Сунгур.

Александр Михайлов представил собранный в экспедиции песенный материал, в число которого вошли обрядовые, масленичные, протяжные песни, воспоминания о традиционной свадебной обрядности, по которым можно восстановить как общую структуру свадьбы в данной части района, так и локальные особенности отдельных свадебных обрядов и актов. Участник фольклорного ансамбля «Симбирск» Александр Дмитриев изложил собранный материал о духовных стихах. По итогам экспедиции записано более 40 духовных стихов, в  том числе исполнявшиеся во время похорон жительницы села, сделаны копии  трех тетрадок с духовными стихами. Записаны рассказы о последовательности и тематике песенных текстов (духовных стихов, неканонических молитв, псальмов) в современном похоронно-поминальном цикле. 

Олег Москаленко представил видеоматериал на тему «Как сложили песню: об одном уникальном явлении песенной традиции с. Троицкий Сунгур», в котором жительницы села исполнили песню, появившуюся на основе событий, некогда действительно произошедших в селе.

Игорь Игнатьев, студент второго курса филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета выступил с докладом «Студент на фольклорной практике: взгляд на самого себя», где представил выдержки из эссе студентов второго курса по итогам учебной практики.

Михаил Григорьевич Матлин рассказал о том, как была записана одна волшебная сказка, три заговора, рассказы, позволяющие установить существовавшую систему мифологических верований и представлений, своеобразие локального культурного пространства, семейно-родовых певческих коллективах, знахарях и народных целителях в прошлом и настоящем. 

Также Михаил Григорьевич поведал об еще одной форме, к которой часто прибегают в экспедиции – реконструкции: «Когда мы сталкиваемся с таким примером традиции, которой сегодня не существует, но прекрасно помнится людьми, то мы просим это разыграть, показать. Таким образом, нам показали как делается, как изготавливается Семикский венок». Праздник Семик, как и Троица считался девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках.

В завершении конференции Михаил Матлин сообщил, что во время следующей фольклорно-этнографической экспедиции их команда с радостью примет в свои ряды всех, кто заинтересован в изучении и сохранении народных традиций.
2650
0

Читайте также

Система Orphus