Информация для людей с ОВЗНезависимая оценка работы ЦНКДокументы по независимой оценкеЭлектронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской областиАфиша культурных мероприятийАфиша культурных мероприятийТелефон доверияАнтикоррупционная деятельность

Другие учреждения

Министерство искусства и культурной политики ульяновской областиГосударственный Российский Дом народного творчества

Путешествие по нижегородской земле

Через год после первой персональной выставки Маргариты Смирновой, представленной  в апреле 2013 года в Музее народного творчества, коллекция работ отправилась в путешествие по Нижегородской земле.

Работая в музее народного творчества, бывшая выпускница Куйбышевского института культуры Маргарита Смирнова увлеклась созданием картин-панно на ткани из лоскутков. И, что самое интересное, она стала делать не просто добротные декоративно-сувенирные панно, коих не мало на выставках и в продаже, а лоскутные сюжетные картины на серьёзные темы. «Не зло победит зло, а только любовь», «За отечество», «Возвращение блудного сына» и другие произведения, тематический диапазон которых явно не укладываются в привычные видовые рамки декоративно-прикладного искусства.

Целая серия работ Маргариты Смирновой связана с царской династией Романовых, с ознаменованием 400-летия их дома. Основой для некоторых композиций послужили детские рисунки великих княжон Татьяны и Ольги – это такие произведения как «Царица» и «В блаженном успении». При сохранении наивной неумелости детского рисунка, автор сумела предать той и другой композиции черты торжественной монументальности, которая ощущается и в гордой осанке царицы, в её образе легко угадываются черты Александры Фёдоровны Романовой, и в чёрном силуэте почившей монахини, словно соприкоснувшейся с безмолвием вечности.

Необыкновенно трогательно панно «Сокол мой ясный, царевич прекрасный», посвящённое цесаревичу Алексею. В поярусной композиции автор передаёт события протяжённые во времени от счастливого солнечного детства, до кровавых революционных дней, мученической смерти и выражает идею уготованного ему престола небесного в символах-атрибутах царской власти.

Не менее драматичны композиции «Святые царские мученики, молите Бога о нас» или «За святую Русь». Но ещё более любопытно то, что несмотря на трагедийность сюжетов, в образах всех произведений Маргариты Смирновой присутствует некий внутренний свет. Даже в таком панно как «Помрачение», где конфликт добра и зла, света и тьмы показан открыто на контрастном противостоянии, общее впечатление радостное, так как нет никакого сомнения, что победа будет на стороне добрых сил. Играет всеми цветами радуги композиция «Батюшка Серафим». Она словно источает мягкий льющийся свет сродни смальтам византийских мозаик. Ощущением бесконечного счастья и праздничности полно панно «Райское детство».

Маргарита Смирнова не только берётся за необычные сюжеты, но и сама техника лоскута, в которой она работает, напоминает не шитьё, а письмо мастихином, когда форма лепиться широкими пастозными мазками, что создаёт внутреннее напряжение образа. Цветные лоскутки, наложенные один на другой, образуют особый ритм, некое целенаправленное движение, что предаёт образу эмоциональность и контактность. Произведения хочется по долгу рассматривать, заражаясь энергией автора.

Кажется, что в образном строе лоскутных произведений Маргариты Смирновой отразились и её детские воспоминания о дорогой бабушке с её старинными мелодичными песнями, и собственные мечты о внуках, и её поиски опоры в этой жизни, и открытие для себя и других радости православной веры.
2379
0

Читайте также

Система Orphus