Коронавирус: официальноИнформация для людей с ОВЗНезависимая оценка работы ЦНКДокументы по независимой оценкеЭлектронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской областиАфиша культурных мероприятийАфиша культурных мероприятийБюджет для гражданТелефон доверияАнтикоррупционная деятельность

Другие учреждения

Министерство искусства и культурной политики ульяновской областиГосударственный Российский Дом народного творчества

Пасхальная традиция Сурского района

В народной традиции Пасха не ограничивалась только Светлым Воскресением. Вся Пасхальная неделя (Светлая седмица) – это Пасха. Таким образом рассматривая Пасху в народном календаре необходимо иметь ввиду пасхальную традицию, ядром которой является собственно православная Пасха и непосредственно связанные с ней обряды и обрядовые действия, как установленные и осуществляемые церковью, так и связанные со внецерковными ритуальными и бытовыми обычаями и традициями. Хронологически это период от вербного воскресения до Фомина воскресения (Антипасхи), т.е. предпасхальная (Страстная) и послепасхальная (Светлая) недели. 

Как и на другие важнейшие церковные праздники, на Пасху было запрещено выполнять какие-либо сельскохозяйственные, бытовые и прочие дела. 

Начиналась Пасха с подготовки к ней. В круг обязательных действий предпасхальной недели составляли: уборка и украшение избы, изготовление специальной обрядовой пищи, сжигание старых вещей. Все это имело не только бытовое, праздничное значение, но и являлось частью магических действий, нацеленных на утверждение и воплощение пасхальной семантики.

Обязательным и повсеместным была уборка изб и их украшение. Если хозяйку по тем или иным причинам было сложно одной подготовить дом к пасхе, то на помощь звали родных, подруг или соседей. При украшении изб порою использовались самые простые предметы.

Важнейшим и любимым делом женщин в процессе подготовки к Пасхе было приготовление кулича, твороженной пасхи, варка или каление и крашение яиц, изготовление различных печеностей. Так как в Великий Пост молоко и молочные продукты не употреблялись в пищу, то во всех семьях, где держали коров, накапливалось большое количество кислого молока, творога, которые шли на изготовление специального пасхального творога, который так и назывался Пасха. «Ну, на Паску перьвый день у нас никогда ни пекли пироги вот чтобы были на дрожжах. Пекли пресные. Обязательна на Паску вот почему-та, ни знаю, ватрушки, сыры делали там, вот мама делала. Ну и всяка вот эта всё. Обязательно пироги вот ватрушки пресныи были. А уж на те, она целую неделю идёт, можно там и на дрожжах пекли. А вот почему, я вот ни знаю. У нас мама делала [сыр], была у нас деревянная такая эта. На низу на этой был крестик прям. И вот когда она эта туда всё заложит, пресс положит, а он всё эта стикёт, всё уложится, и когда вытащит она, вот так развернёт, вывалит она на чево, получается крестик навирьху. [Сыр:] масла клала, яички клала, вот в творог эта всё, сахар. Вот всё она мешала эта дела, как вот делам эта ватрушку или чаво ли такое. Вот патом в эту слаживала и под пресс. И она всё эта жидкость уходили, и кусочкими резали и ели» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С.]. Крестики в специальной пирамидальной форме были не только внизу, но и по бокам. «Сыр делали. Эта вот значит, творог в ступке или в чем там размешают, размешают яво. Патом, значит, туда кладут сметанки, изюму, маслица сливочного… сахару, чтобы сладка была. Яйца обязательно. А яйца только белки и под пресс. И такая формочка специальная есть и там па бакам крестики» [2009; с. Лава Сурского района; Плешакова Е.В., 1928 г.р.; записала Слепцова И.С.]. 

Тесто для кулича некоторые женщины ставили именно в четверг, хотя при этом о каком-либо значении этой даты в пасхальной обрядности они уже не знают. Делали куличи из кислого теста, обливали сахаром, обсыпали крашеным пшеном, им же иногда выкладывали символ праздника – две буквы ХВ, крестик. Изготовление его, как и вообще выпекание хлеба у пожилых женщин сопровождается традиционной словесной формулой «Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Такое отношение к хлебу, тем более к пасхальному куличу, основано на традиционном понимании хлеба как Божьего дара. Некоторые хозяйки украшали кулич восковыми или бумажными цветами. «Куличи пекли на Паску. Украшали. Сахар взбивали, мазали. Он ни слазил. Кто в чем печёт. В церковь носили на перьвый день к батюшке святить. [А сверху крестик не делали или цветочки?] Делали, делали. И яиц клали. А на куличе и цвяты всякие, и всё. <…> Берегли цвяты-та которы от Паски да Паски. Стоят, стоят цвяты восковые. [Их] втыкали в кулич. [Когда кулич резали] их выняют, складывают, до другого года держали» [2000; с. Барышская Слобода Сурского района; Самочкова А.Е., 1907 г.р.; записал Морозов И.А.].

Готовили, как правило, ни один кулич, а несколько. В некоторых селах делали один большой и маленькие куличи, которые иногда подавали в качестве милостыни. Однако, куличи, в отличии от пасхи, во многих селах – традиция поздняя. Действительно, творог, яйца – продукты, которые были почти в каждой крестьянской семье, тогда как мука в это время года была продуктом дефицитным. 

Зато много варили или пекли яиц, любовно и изобретательно потом окрашивая их. Основные цвета – красный, желтый, зеленый, коричневый. Использовали природные растительные красители – шелуху яиц, березовые листья, крапиву, кору дуба, а после войны стали применять и специальную пищевую краску. Иногда вареные яйца еще дополнительно калили в печке. 

Приготовляли эту пасхальную пищу, как правило, в субботу, в Великую субботу. Устойчиво сохраняется представление о том, что освящённые яйца не портятся в течение года, и у некоторых жителей села они лежат на божнице до следующей Пасхи.

В эту субботу в некоторых селах существовала т.н. потайная милостыня. «Тайную милостыню у нас ложили накануне Паски. Там подложат. Яички и ещё чё-нибудь, разговлялись чтобы. Там пирогов испекут или чаво ли и вот тайну милостыню подложат. Например, у нас мама, вот она подавала. Она нам скажет: “Идите, вот, несите там бабки какой-нибудь или чаво”. [Ночью носили?] Ну да. <…> Вот обязательно накануне Паски, в страстную субботу» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С]. 

Для детей на Пасху старались приготовить не только печенья, яйца, но и приобрести какую-нибудь обновку. «Вот тогда были праздники. Паску как ждали! Мы небольшие были, нам сошьют... Вот я помню, после войны мне из марлички сшили платье, и то я ждала его надеть, как ни знаю, чего. Эта праздник был. К Паске сшили из марлички платье сшили» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С]

Посещение церкви, присутствие на всенощном бдении в советское время было практически исключено для подавляющего большинства сельских жителей. Тем не менее оно проходило почти в каждом селе, но в разных домах, и проводили его под руководством пожилых женщин, которых на данной территории называли читалками (см. Читалки). На эти службы собиралось довольно много жителей села. «У нас уже церкви не была, но у нас был дом тут молебный, и они сходились, в Чеботаевке была, и они сходились. Там эти всё унясли из церкви старушки: иконы там, и всё, и у одной старушки они сходились» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С] 

В дом, где проходила служба, и в церковь, если она была или вновь открывалась в селе приносили для освящения куличи и яйца, часть из которых предназначалась для священнослужителя. 

Перед рассветом почти все жители сел ходили смотреть, как солнце играет в Пасхальное утро. Описывая свои наблюдения, они не только пытались передать увиденное, но и выразить свое восхищение и радость от этого чуда. «Выходили на Первый день Паски обязательно смотрели. Ну вот значит радаваится. Всё, природа и всё радаваится, что Христос воскрес. И в самом деле играла видь. Ну там вот круглае такое солнце и там вот как эта, как сказать... Лучами такими всякими периливаится. Ну в самом дели эта была. Мы вот рана вставали и смотрели. На Паску солнце играла» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С]

По завершению службы те, кто отстояли ее до конца, возвращались домой, и начиналось разговение. Разговлялись и молочными продуктами, и мясными, и, конечно, пасхой, куличом, яйцами. Тем жителям села, у которых не было коровы, родственники или соседи раздавали молочные продукты. 

Если служба проходила не в церкви, а в доме, то разговляться начинали сразу после ее завершения там же. Ритуальная пища используется и при коллективном разговении по завершению всенощного бдения. Но при этом ни обоснования отбора блюд, ни регламентации последовательности их подачи не зафиксировано. 

Тогда же рано утром начинались традиционные пасхальные обходы дворов. Если в селе была церковь, то их совершал батюшка с причтом, служа молебен в каждом дому и получая за это часть приготовленных пасхальных блюд. Часто при этом они несли икону. 

Другим важнейшим обходом в пасхальное утро были обходы, совершаемые детьми. «А вот христосоваться придут вот собярутся из клуба, ну вот, друзья-товарищи сабярутся человек десять и в двянадцать часов вот подходит: “Христос воскрес!” Я выношу. В полночь, в двянадцать часов, как Христос воскрес. <…> Да годов по пятнадцать, по двадцать. Собярутся вон, по сямнадцать. Клуб-то только недавна закрывали, а то у нас открытый был клуб-то, там дитей-то было знаишь сколь? Оне сабярутся вот человек дисить или пять и по домам. Кто ни откроит, хто откроит» [2006; с. Сара Сурского района; Агафонова А.М., 1926 г.р.; записала Слепцова И.С.]. 

 Устойчивым, повсеместно распространенным является поминовение усопших, совершаемое в такой традиционной форме, как посещение кладбища, во время которого происходит установление символического контакта между живыми и мертвыми при помощи одаривания и совместной трапезы. Как известно, церковная традиция отводит для поминовения усопших вторник после окончания Светлой седмицы (недели, следующей за праздником Святой Пасхи), т.е. Радоницу (Радуницу). Однако в Сурском районе посещение кладбища проходит наиболее интенсивно именно в Светлое воскресение, менее – в понедельник, а на Радуницу на кладбище ходят единицы. Такое изменение традиции обусловлено несколькими причинами. Во-первых, целенаправленной деятельностью советско-партийных органов по разрушению целостной системы церковной жизни народа. Во-вторых, массовым оттоком людей из сельской местности, начавшимся в 1970-е гг., в результате которого большая часть трудоспособного населения осела в городах и районных центрах. Поэтому, приезжая на Пасху к родителям или близким родственникам, они не могли посещать кладбище во вторник, так как это был уже рабочий день. Так сформировалась традиция поминовения усопших в Светлое воскресение.

На Радуницу на кладбище, в основном, ходят только те, кто стремится строго следовать законам и нормам религиозной жизни, установленными русской православной церковью, т.е. кто более или менее активен в церковной жизни, или, иначе говоря, воцерковлен. Существуют и другие объяснения, почему нельзя ходить на кладбище в Пасху. Связаны они с традиционными народными представлениями о том, что и у мертвых есть своя Пасха. И даже грешников на этот день выпускают из ада. 

Что касается остальных, прежде всего молодежи и людей среднего возраста, то для них посещение кладбища, возложение на крест или землю яиц, конфет, совместная небольшая трапеза на столике возле могилы – только обычай, не имеющий отношения к церкви. Однако осознание противоречия между требованиями церкви и установившимся обычаем характерно и для них. Но причина этого воспринимается ими только как непонятное противоречие в самой традиции. 

На кладбище, независимо от того, есть в селе церковь или нет, обязательно проходила служба. Иногда отдельный молебен по просьбе людей читали на могилах. 

Во время самого посещения кладбища на крест, на землю в основание креста, на могильный бугорок кладут яйца, конфеты, печенье, куски кулича и проч., как правило, четное количество. При этом обязательно произносят, обращаясь к умершим “Христос воскресе!”. Это обусловило и название данного обряда – христосоваться с покойными. 

Во многих селах сохраняется традиция собирания детьми еды, принесенной людьми на кладбище. Собирать яйца могли и не только дети, но и взрослые. Но и к ним не относились с осуждением. 

В послевоенные годы возникла новая традиция, связанная с установленными на могилах железными оградами: дверцы на них нужно было открывать на Пасху и закрывать на Вознесенье. 

Принято было на кладбище устраивать на могилах небольшое столование, в котором принимали участие не только родственники, но и все знакомые и соседи, случайно оказавшиеся возле могилы, на которой оно проходило. Покидая кладбище, прощаются с покойными. 

Гостевание на Пасху сегодня не имеет каких-либо отличительных особенностей по сравнению с гостеванием на другие религиозные или светские праздники за исключением обязательного наличия на праздничном столе крашеных яиц и пасхального кулича. За праздничный стол садятся после посещения кладбища. Если в селе живут не только старшие члены семьи, но и их дети, или если дети и другие родственники приезжают на праздник в село, то в доме родителей обязательно устраивается праздничный стол. Однако так как родственные отношения остаются очень важным фактором русского сельского социума, а среди коренных жителей села большинство так или иначе связаны друг с другом этими отношениями, то в любой момент этот семейный круг может расшириться. Что касается взаимного посещения домов родственниками или соседями, то сегодня они почти не встречаются. Хотя не только до войны, но и потом вплоть до 1960-х годов это было общераспространенным.

Сохраняется и традиция исполнения застольных песен, частушек. Репертуар традиционен, включает в себя песни литературного происхождения, советские массовые песни и современные шлягеры. 

После Пасхи начинались все развлечения и игры, пение песен и пляска. Самой любимой игрой как детей, так и молодежи было катание яиц. 

Другой, не менее увлекательной забавой было катание на качелях. «Качели были. <…> На столбах и железны делали. Два столба, перекладина и вот две этих и качели» [2006; с. Сара Сурского района; Агафонова А.М., 1926 г.р.; записала Слепцова И.С.]. Ставили их, как правило на высоких и красивых местах села. С этого времени также начинали играть в лапту – игру популярную не только у детей, но и взрослой молодежи. Популярна была и такая молодежная забава, как лазание на столб, на вершине которого прикреплялся приз для победителя. 

С Пасхой было связано немало запретов и предписаний. Так, например, в с. Лава полагалось завершать обходы дворов до двенадцати часов дня. 

Существовал и запрет спать в пасхальную ночь и после Всенощной. «Даже вот утрам рана встанешь если, когда, мама старалась всю ночь не спать накануне, и она говорила: “Не спят накануне Паски”. И вот начинает брежжится, она уже отнесёт сходит» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С]Этой же причиной – проспала заутреннюю, объясняют беспамятливость кукушки. «Почему кукушка кукует? Она беспамитлива отчиво? Она проспала заутринню, а кочеток спел эту заутринню на Пасху. Кукушка проспала – она беспамитлива, а кочет, он ни проспал. Как полночь, он поёт. Она проспала заутринню на Пасху. Она и беспамитлива. Она где придётся, там и снесёт, ей хто-то выведет. [И гнезда не найдёт?] Она найдёт чужое, а своё не находит» [2000; с. Кирзять Сурского района; Белякова Р.А., 1924 г.р.; записала Слепцова И.С.].

В с. Чеботаевка примечали погоду накануне Пасхи. «Вот накануне Паски если, в субботу, красный день, значит будит пожаров много. Эта вот я тоже запомнила [от мамы]. Точна. Если пасмурный день, пожаров мала будит, если красный день — пожаров будет много. Вот эта примета была» [2008; с. Чеботаевка Сурского района; Аникина Р.И., 1938 г.р.; записала Слепцова И.С]

Повсеместно были уверены, что освященное в церкви яйцо не портится. Поэтому несколько из них хранили под иконами. «[А у вас яички не клали под иконы?] Клали. Чай, крашены все, у которых гадами лежали яйци-ти. Не портиются они, говорят. Вот, значит, они вроде как отпеты, они не портиются. А неотпетые, они испортиются» [2003; с. Барышская Слобода Сурского района; Самочкова А.Е., 1907 г.р.; записал Морозов И.А.].

 

Сведения об авторе:

Матлин М.Г., канд. филол. наук, доцент каф. русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, научный сотрудник Центра развития и сохранения фольклора – филиала Центра народной культуры Ульяновской области, тел. 8-9041833347, matlin@mail.ru

 

391

Муниципальные образования Ульяновской области

Главные новости

Облако тегов

Система Orphus