| Центром гончарства Симбирской губ. (Ульяновской обл.) с XIX века было с. Сухой Карсун Карсунского уезда. Промыслом занимались мужчины. Изделия мастеров считались лучшими по изяществу, и по качеству. Формы сухокарсунских сосудов древние, аналоги им найдены в археологических материалах Среднего Поволжья. Ассортимент изделий был большим. Необходимую в быту утварь делали из глины: горшки, кувшины, корчаги, миски, кринки, дойники, жарёхи, квасники, трубы, и др. В 1994 году в селе открылся Дом гончарного промысла. Несколько мастеров уехали и продолжили заниматься гончарством в Ульяновске. 60 В селе Тияпино Инзенского района Ульяновской области возле Троицкого храма находится могила местночтимого святого отца Максима. К настоящему моменту сложились все основные элементы его почитания: легенды о жизни и чудесах, представляющих своеобразное устное житие; почитание мест, связанных с его пребыванием. Особо выделяется среди них могилка о. Максима – единственная сохранившаяся из захоронений возле церкви. Регулярно сменяются на ней кресты, не уничтожаясь и не оскверняясь (их складывают возле церковных стен). Иногда на крест вешают обетные полотенца, возле креста кладут хлеб, конфеты, яйца. Земля с могилы отца Максима почитается за святую и чудодейственную. Ее используют для лечения болезней, для восстановления мира в доме, для изгнания нечистых духов. 485 Празднование Вербного воскресенья – давняя и прочная традиция многих сёл Ульяновской области, в том числе и Ульяновского Присурья, которое составляют Сурский район, север Карсунского и Инзенского районов. Как и в других местах, здесь накануне праздника заготавливают вербу. В некоторых сёлах при этом отдают предпочтение распустившимся почкам красноватого цвета. Вербу светят в церкви, а затем приносят домой и ставят за божницу. Ею потом хлещут детей, скотину, когда в первый раз выгоняют на пастбище. Во время этого ритуализованного действия произносят небольшие приговорки заклинательного характера. В отдельных селах в этот день выпекают специальное печенье – барашки. На Вербное воскресенье несколько ослабляется Пост, разрешается есть рыбу, а молодежи встречаться и даже петь песни. 1727 Пасхальная неделя характеризовалась началом многих весенних развлечений и игр. Среди наиболее популярных была азартная игра, повсеместно известная под названием «в орла», «в орлянку». Реже встречается наименование «в решку» (село Новосурск, деревня Ростислаевка) — по стороне монеты, или «в мётку» (села Чумакино, Валгуссы) — по игровому действию (подбрасывать монету). 1201 Ежегодно на день св. Николая (в основном 22 мая) в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области прибывают сотни паломников. Они приезжают на Никольскую гору, которая считается святой, потому что в далеком прошлом на ней произошло чудесное собы¬тие. Однажды на Промзино-городище (старое название р.п. Сурское) напали враги. Местные жители не могли с ними справиться, но в критический момент на горе явился святой Николай (иногда с Георгием Победоносцем) и остановил вражеское войско. Позднее возник культ и выработался целый комплекс ритуальных практик, среди которых – купание в родниках, обетный подъем в гору и спуск с нее, поиск камешков с ликами святого, молебен в часовне и у родников. 1464 |
|