Виктор Васильевич Киселёв (1907 - 1985) ученик и сподвижник А.А. Пластова, уроженец села Комаровка Майнского района Ульяновской области, участник Великой Отечественной войны. Семнадцатилетним юношей он пошел в ученики к Аркадию Пластову. Дальнейшая учеба на изокурсах Ассоциации художников революционной России, педагогическом отделении Московского художественного училища памяти 1905 года и в Московском институте изобразительных искусств способствовали становлению личности живописца. Работа с такими педагогами, как Н.П. Крымов, С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь, определила художественное мировоззрение Виктора Киселёва.
В 1941 году нападение на СССР фашистских захватчиков и последовавшая за этим мобилизация изменили планы В.Киселёва. Однако на фронте в перерывах между боев он продолжает делать портреты однополчан, зарисовки сцен из солдатской жизни. За год до окончания войны В. Киселёва отзывает студия военных художников имени М.Б. Грекова, с группой которых он продолжает творческую деятельность на фронте. К этому времени относятся представленные на выставке акварельные живописные зарисовки поселков и городов Украины, Польши, Чехословакии, Румынии. Однако в большинстве своём военные блокноты В. Киселёва полны материалом портретного характера. Лица людей с интересными биографиями, выполненные обычным графитным карандашом, несут в себе внутреннюю одухотворенность и благородство. В послевоенные годы В. Киселёв создает целую портретную галерею родни и односельчан.
Общественному признанию произведений художника-воина способствовала картина «По фашистским стервятникам» (1945). После демонстрации полотна в 1945 году, художника приняли в члены Московской организации Союза советских художников. Факты из личной биографии В. Киселёва легли в основу картины «Вернулся» (1947). На первый план выходит искренность автора в любовании своими персонажами и самобытным предметным миром, который органично вписывается в полотно. С этой работы начинается большой цикл жанровых полотен художника, определивших характер его творчества в послевоенные годы. Сюжеты разные, но тема одна: жизнь деревни во множественности ее аспектов («Свадьба», 1936-1967; «Школьники», 1975).
Целый ряд работ – это натурные этюды «Сентябрьский серый день» (1947), «Село Комаровка» (1975) - открывают в В. Киселёве тонкого и вдохновенного пейзажиста.
Без Прислонихи было бы немыслимо проявление мощи живописного таланта Аркадия Пластова. Комаровка стала творческая мастерская Киселёва. Искренность передачи образа родного края необычайную трудоспособность, метод работы, способ восприятия жизни – всё, что перенял ученик от своего первого учителя Аркадия Пластова, ставит его на одну ступень с художниками академической школы реализма.
Комментарии
Оставить комментарий