Коронавирус: официальноИнформация для людей с ОВЗНезависимая оценка работы ЦНКДокументы по независимой оценкеЭлектронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской областиАфиша культурных мероприятийАфиша культурных мероприятийБюджет для гражданТелефон доверияАнтикоррупционная деятельность

Другие учреждения

Министерство искусства и культурной политики ульяновской областиГосударственный Российский Дом народного творчества

Сурский район

 

 

06

В селе Тияпино Инзенского района Ульяновской области возле Троицкого храма находится могила местночтимого святого отца Максима. К настоящему моменту сложились все основные элементы его почитания: легенды о жизни и чудесах, представляющих своеобразное устное житие; почитание мест, связанных с его пребыванием. Особо выделяется среди них могилка о. Максима – единственная сохранившаяся из захоронений возле церкви. Регулярно сменяются на ней кресты, не уничтожаясь и не оскверняясь (их складывают возле церковных стен). Иногда на крест вешают обетные полотенца, возле креста кладут хлеб, конфеты, яйца. Земля с могилы отца Максима почитается за святую и чудодейственную. Ее используют для лечения болезней, для восстановления мира в доме, для изгнания нечистых духов.

148

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – важнейший годовой праздник народного календаря, вобравший и синтезировавший как дохристианские, так и христианский ритуальные традиции, верования и представления. Отсюда многообразие пасхальных обрядов и сложный характер их семантики, существенную сторону которых составляет представление о единстве мира сакрального и профанного, живых и мертвых. В Пасхальной обрядности, в которую включались все члены сельской общины, также происходило укрепление, а порою и восстановление социального и семейно-родового единства. 

419
03

Празднование Вербного воскресенья – давняя и прочная традиция многих сёл Ульяновской области, в том числе и Ульяновского Присурья, которое составляют Сурский район, север Карсунского и Инзенского районов. Как и в других местах, здесь накануне праздника заготавливают вербу. В некоторых сёлах при этом отдают предпочтение распустившимся почкам красноватого цвета. Вербу светят в церкви, а затем приносят домой и ставят за божницу. Ею потом хлещут детей, скотину, когда в первый раз выгоняют на пастбище. Во время этого ритуализованного действия произносят небольшие приговорки заклинательного характера. В отдельных селах в этот день выпекают специальное печенье – барашки. На Вербное воскресенье несколько ослабляется Пост, разрешается есть рыбу, а молодежи встречаться и даже петь песни.

1174
010

Пасхальная неделя характеризовалась началом многих весенних развлечений и игр. Среди наиболее популярных была азартная игра, повсеместно известная под названием «в орла», «в орлянку». Реже встречается наименование «в решку» (село Новосурск, деревня Ростислаевка) — по стороне монеты, или «в мётку» (села Чумакино, Валгуссы) — по игровому действию (подбрасывать монету).

958
традиция почитания никольской горы у коренных народов среднего поволжья
Ежегодно на день св. Николая (в основном 22 мая) в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области прибывают сотни паломников. Они приезжают на Никольскую гору, которая считается святой, потому что в далеком прошлом на ней произошло чудесное собы¬тие. Однажды на Промзино-городище (старое название р.п. Сурское) напали враги. Местные жители не могли с ними справиться, но в критический момент на горе явился святой Николай (иногда с Георгием Победоносцем) и остановил вражеское войско. Позднее возник культ и выработался целый комплекс ритуальных практик, среди которых – купание в родниках, обетный подъем в гору и спуск с нее, поиск камешков с ликами святого, молебен в часовне и у родников.
1176

Муниципальные образования Ульяновской области

Облако тегов

Система Orphus