Коронавирус: официальноИнформация для людей с ОВЗНезависимая оценка работы ЦНКДокументы по независимой оценкеЭлектронный каталог объектов нематериального культурного наследия Ульяновской областиАфиша культурных мероприятийАфиша культурных мероприятийБюджет для гражданТелефон доверияАнтикоррупционная деятельность

Другие учреждения

Министерство искусства и культурной политики ульяновской областиГосударственный Российский Дом народного творчества

Певческая традиция села Норовка Цильнинского района Ульяновской области

норовские певуньи

По данным Википедии село входит в Большенагаткинское сельское поселение. Расположено на севере области в междуречье рек Тимерсянка и Бирюч в месте их слияния, в 3,5 км от автодороги А151 «Цивильск — Ульяновск».

 

На противоположном берегу Бирюча находится деревня Степная Репьёвка, а на противоположном берегу Тимерсянки находится село Большое Нагаткино. Как свидетельствуют исторические документы, симберянин Прохор Норов (основатель села) получил землю в 1675 году, но согласно описи 1678 года село Норовка в числе селений Симбирского уезда не числится. В 1766 году, во время Генерального межевания в селе числилось 66 дворов (233 муж. и 211 жен.).

 

В конце XVIII столетия Петром Яковлевичем Норовым была построена деревянная церковь, проданная в 1861 году в с. Крестниково. В 1844 году Ольга Николаевна Языкова построила винокуренный завод (не сохранился). В 1863 году Алексей Васильевич Новосельцев построил каменную церковь (утрачена).

 

С 1876 года в селе открыта школа. В 1894 году для школы построено новое здание (не сохранилось).

 

На 1903 год в селе было 93 двора (289 муж. и 283 жен.).

 

Согласно переписи 2010 г. в селе проживало 126 чел.

 

Фольклорный ансамбль «Норовские певуньи» был создан в 2009 г. Ниной Николаевной Баутиной при содействии бывшего начальника отдела культуры района В.К. Фоминой. Большую творческую помощь оказала главный хормейстер Ульяновской области И.О. Гришина. Основой коллектива стали родные сестры Саламадина Надежда Михайловна, Пигалова Марья Михайловна, Пигалова Нина Михайловна, Ерофеева Наталья Михайловна (девичья фамилия Лазаревы) и дочь Марии Михайловны Никитина Татьяна Михайловна. Как рассказали песельницы, в их деревне «самые певуньи были Лазаревы. Это наша порода. Отец у нас Лазарев, дядя Гриша тоже Лазарев. Даже у дяди Гриши двоюродные братья, и они пели. Они и в церкви служили – голоса у них были хорошие. Дедушка Григорий регентом был в церкви. Мама рассказывала, как, бывало, придем, нам сразу кричат: вставайте на крыльце!»

 

Именно семейная традиция, которую они впитали с раннего детства, определила репертуар ансамбля, манеру пения. Вспоминая своих родных, от которых они переняли песни, женщины рассказывали: «У нас мама пела хорошо, дядя хорошо пел. У них голоса хорошие. Все песни мы взяли именно от мамы, от дяди. Что они пели песни, мы все их знаем. И все их поем. Как спелись, так и поем. Мы считаем, что это их песни – «Вниз по матушке по Волге». Как тетя Настя запевала всю жизнь ее, мы так и научились ее петь. Потом «Наколола ноженьку» – это тоже тети Настина песня, мамина и тети Настина. Вот мы и поем. Какие они пели, такие и мы поем. Они пели, а мы сидели, глядели, на печке, подслушивали.

Они все праздники справляли. Собирались. Садились за стол и запевали. Самая традиционная у нас, вот я помню, – «Вниз по матушке», это уж они обязательно пели. Потом «Из страны» – первую песню обязательно пели, она считалась застольной, с неё оно и начиналось. Потом «Из-за гор горы». Откуда они их привезли, не знаю, но пели. А мы от них и выучились.

 

Пели и в поле, когда работали. Они пели, а мы сидели – слушали. Мама бывало сидит, шерсть обират, а мы все около нее поем и шерсть эту дёргам».

 

Ансамбль бережно сохраняет песенный фольклор своего села во всем жанровом многообразии.

 

Одной из самых любимых песен у солистов ансамбля является свадебная лирическая песня «Уж ты мать моя мать». Ее пели матери невесты, когда собирали невесту к венцу. Как вспоминали участницы ансамбля, эту песню пели на свадьбах, когда они сами выходили замуж, т.е. в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Также с любовью исполняют «Норовские певуньи» еще одну свадебную песню – «Вьюн над водой». Пелась она на запое, когда свахи с обеих сторон выводили невесту из чулана, чтобы показать ее гостям. При этом, как и во многих других селах Ульяновской области, невеста была покрыта до пояса большой шалью. Иногда поэтому вместо невесты выводили какую-нибудь старушку. Подводили ее к жениху и спрашивали: «Это твое?». Если он соглашался, то открывали лицо и раздавался дружный смех над женихом, который не смог угадать свою суженую. К свадебным в с. Норовка, как и повсеместно на территории Ульяновской области, относят песню «Молодка». Ее исполнение, как правило, было приурочено ко второму дню свадьбы. Исполняли ее задорно, приплясывая, размахивая руками в такт песни.

 

Но все же самыми популярными в репертуаре ансамбля являются лирические песни: протяжная «Вниз по матушке по Волгу» и частая, плясовая «У бабушки, у Варварушки». Песня «Наколола ноженьку на былинку», которую участницы ансамбля называют в числе любимых песен своих родственников и которую сами с удовольствием исполняют на концертах, была очень популярна в селах Ульяновской области. Как и многие лирические внеобрядовые песни она о любви, о разлуке девушки с парнем, однако и мелодика песни, и текст лишены мелодраматичности, слезливости и уныния. Песня рисует образ гордой девушки, которая несмотря на обиду, нанесенную возлюбленным, способна отстаивать свою честь и добиваться уважения.

 

Особое место в репертуаре ансамбля занимает песни «Из страны, страны далекой». Удивительно, но стихи нашего земляка – поэта Н.М. Языкова оказались близкими и понятными русским крестьянам. Эта песня не совсем типична для крестьянских соседских или семейных коллективов, ее чаще исполняли представители сельской и городской интеллигенции. Возможно, в данном случае свою роль сыграло то, что старшее поколение певиц пело в церковном хоре, а как известно, священнослужители в селе часто были проводниками именно таких песен, от них и перенимали их крестьяне.

Календарные песни — представлены в репертуаре ансамбля таусеневой песней – «Полетел кочеток» и масленичной «Ой блины, мои блины». Как известно, таусени, как и колядки, исполнялись на святки девушками во врем обхода дворов.

 

Выделяется в репертуаре коллектива поздняя баллада «Красна ягодка малинка под закрытием росла», более известная на территории Ульяновской области под названием «Ванька-клюшник». Эта баллада создана во второй половине XIX века на стихи русского писателя Всеволода Крестовского, который в свою очередь использовал в качестве основы старинную русскую народную балладу «Князь Волконский и Ваня-ключник». Мелодия этой баллады в распеве коллектива «Норовские певуньи» сохранила некоторые особенности старинного распева, хотя в целом для нее характерна лирическая напевность.

 

Еще одна песня с интересной судьбой есть в репертуаре коллектива – это романс «Стонет сизый голубочек».  Этот романс создан на стихи также нашего земляка, русского поэта XVIII в. Ивана Ивановича Дмитриева (стихи были напечатаны в 1792 г.). Как известно, формирование русской народной внеобрядовой лирики, особенно любовной, происходило под сильным влиянием сентиментальной поэзии той поры, вот почему многие стихи Ломоносова, Карамзина и других поэтов той поры, претерпев небольшие словесные и музыкальные изменения, легко и прочно вошли в народную песенную традицию и стали подлинно народными.

 

Как и во многих современных фольклорных коллективах значительное место в репертуаре «Норовских певуний» занимают романсы. Это такое известные песни, как «На Муромской дорожке», «У церкви стояла карета», «Там в саду при долине громко пел соловей», «Кругом, кругом я сиротела» и др. Последняя песня, которая по вполне понятным историческим причинам была очень любима сельскими жителями, мужчинами и женщинами, родившимися в первой четверти XX века, запомнилась норовским песельницам тем, что была любимой дедушки Андрея – отца матери. «Он овдовел – у него осталось четверо детей. Он пришел с войны, а жена умерла – четверо детей остались. И вот помню, он как придет к маме, выпьет и – «Эх! Кругом, кругом я сиротела». А взял с двоими опять».

 

Говоря об исполнительской манере коллектива, следует в первую очередь отметить хорошую спетость ансамбля и прекрасные голосовые данные исполнительниц, не смотря на почтенный возраст. Основную часть песен из своего репертуара певуньи исполняют без музыкального сопровождения.

 

Норовские песни обладают самобытным колоритом, присущим многим районам Средневолжского песенного стиля. Песни из репертуара коллектива имеют развитую многоголосную фактуру, в основном преобладает двух и трёхголосное исполнение. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Мелодическому строению большинства напевов свойственны терцовые, кварто-квинтовые интонации в восходящем движении.

 

Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение "тонкими голосами", благодаря которому достигается особая прозрачность, "воздушность" хоровой звучности. Запевает в основном средний голос или верхний голос. Вообще стоит отметить, что Норовские певуньи обладают достаточно высокими голосами.

 

В целом музыкальный стиль норовских песен отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства. 

 

Высокий уровень песенного мастерства коллектива подтвержден званием «народного самодеятельного коллектива», который было присвоен ему в 2015 г. и продлен в 2018 г., а также дипломами и сертификатами за участие в значительных муниципальных и областных мероприятиях:

 

Гран-при Регионального фестиваля-конкурса имени Крыловых «Малиновый звон 2011»

 

Диплом лауреатов II степени в номинации «Фольклорные ансамбли» в фестивале-конкурсе народного творчества «Родина талантов», посвящённом 70-летию со дня образования Ульяновской области – 2013 г.

 

Диплом лауреатов I степени областного конкурса исполнителей песенного фольклора Ульяновской области «Как у наших у ворот» – 2013 г.

 

Сертификат участников областного празднике «Широкая масленица – 2013»

 

Сертификат участников XII Межрегионального Краснореченского сказочно-фольклорного фестиваля имени А.К. Новопольцева – 2014 г.

 

Сертификат участников III Межрегионального фестиваля лирической народной песни – 2014 г.

 

Диплом лауреатов фестиваля «Мы разные, но мы вместе. Песенный фестиваль дружбы народов» – 2015 г.

 

Диплом лауреатов фольклорного фестиваля «Цильнинские напевы» – 2016 г.

 

Диплом лауреатов Областного межнационального семейного фестиваля «Мы единое целое» – 2016 г.

 

Диплом лауреата II степени в VII областном конкурсе собирателей фольклора имени Д.Н. Садовникова руководителя коллектива Н.Н. Баутиной – 2015 г.

 

 

Прослушать аудио:

Вниз по матушке по Волге

Во субботу в день ненастный

Вьюн над водой

Кругом, кругом я сиротела

На муромской дорожке

Наколола ноженку на былинку

Стонет сизый голубочек

Таусень_Полетел кочеток

У бабушки у Варварушки

Уж ты мать моя мать

2390

Муниципальные образования Ульяновской области

Облако тегов

Система Orphus